ПОДЕЛИТЬСЯ

О проблемах пиратства в России и мире, а также методах борьбы с ним подробно рассказал Гади Орон, который представляет интересы Международной конфедерации обществ авторов и композиторов в качестве генерального директора.

Активное использование пиратских сервисов является российской особенностью?

Нет. В европейских странах дела обстоят похожим образом. Многие люди используют пиратские сервисы, даже не подозревая, что он является нелегальным. В последние годы ситуация немного исправляется, так как раньше пиратство процветало активно во всех странах. Как показывает опыт, чем больше альтернатив в виде легальных сервисов, тем меньше люди пользуются услугами пиратов. К самим людям тоже приходит понимание того, что авторы должны получать достойную оплату за свою деятельность, чтобы радовать людей новым интересным контентом.

Стоит отметить, что в России ведется активная борьба с пиратством. Эта проблема хорошо освещается, привлекая внимание властей и общественности. Но процесс борьбы с пиратством не является быстрым, поэтому надеяться на скорый положительный результат не приходится.

Существует вообще возможность приучить людей платить за скачиваемый контент?

Большинство людей даже не в курсе, что они являются нарушителями авторского права. До них следует доносить эту информацию. Они должны понять очевидную истину – отчисления с этого идут авторам и создателям данного контента.

Может быть, есть смысл отключать интернет тем, кто пользуются нелегальными сервисами, как это делают во Франции?

Да, действительно, такая практика существует. Стоит отметить, что такая жесткая борьба происходит и в других странах, где людям грозит уголовная ответственность, если они проигнорировали 3 уведомления с предупреждением. Во Франции рассылкой таких уведомлений занимается специально созданная служба.

Лично я не думаю, что отключение от сети существенно поможет в борьбе с пиратством. Следует доносить до людей то, что они нарушают авторские права, если скачивают контент с пиратских сервисов. Какой-то один метод будет не эффективен в борьбе с пиратством. Здесь речь может идти только о комплексе необходимых мер.

А почему люди должны беспокоиться за прибыли авторов?

Неоднократно авторы песен или фильмов заявляют, что их деятельность не вознаграждается сполна. Даже те люди, которые получают платиновые диски за миллионные тиражи, теряют огромную прибыль. Естественно, у таких людей возникает вопрос о целесообразности тратить свое время на то, что не приносит ожидаемый доход. Это может привести к тому, что не останется авторов, которые будут создавать новый и интересный контент. Учитывая нынешнее положение в интернете с пиратством, перспективы у авторов небольшие.

Но не только пиратские сервисы виноваты в низких доходах авторов. К этому приложили руку и вполне официальные сервисы, которые львиную долю прибыли забирают себе, оставляя авторам 15%, а то и меньше. Очевидно, что это ненормальная ситуация, поэтому работы предстоит много, чтобы обезопасить авторские права в интернете.

Сколько всего средств поступает авторам от интернет-сервисов?

В прошлом году организации по коллективному управлению правами по всему миру собрали для авторов в общей сложности 7,9 миллиардов евро. И только 6 процентов от этой суммы пришлось на интернет-сервисы. Если будущее наших авторов за интернетом, то у них большие проблемы. Наша задача — не только увеличить сборы с цифрового рынка и снизить уровень пиратства, но и сделать систему отчислений со стриминговых сервисов более прозрачной.

Выходит, что легальные сервисы — это не абсолютное добро? Вот в этом году в Россию пришел Netflix. Такой крупный игрок на рынке — это хорошо или плохо?

Приход в Россию Netflix — скорее позитивный момент. Опыт таких площадок доказывает, что у них есть будущее. В Европе вообще много успешных легальных сайтов. Посмотрите на iTunes, GooglePlayMusic или Spotify. Но опять же, рынок только пытается найти способы продвижения продукта, которые бы нравились и потребителям, и авторам. И мы работаем на разных уровнях, чтобы найти общее решение. Например, стараемся объяснять государству, что нужно менять законодательство. Если этого не делать, площадки продолжат находить отговорки, чтобы не платить деньги авторам.

Чиновники не всегда представляют себе масштаб нарушения прав в цифровой среде, поэтому с ними необходимо разговаривать цифрами. В прошлом году вместе с ЮНЕСКО мы провели исследование о вкладе творческой индустрии в глобальную экономику. Подсчитали, сколько рабочих мест ею создано, какую прибыль она генерирует. Мы хотели показать, что реальный вклад авторов в мировой ВВП огромен. Отношение правительств меняется, когда в ход идут конкретные цифры.

При этом нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах. И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права. И мы рады, что используются международный опыт и экспертиза CISAC.

А как вы оцениваете российские законы, регулирующие авторское право?

За последние годы российское законодательство об авторском праве сильно поменялось: например, введена система государственной аккредитации авторских обществ, появилась система расширенного лицензирования.

Как я уже говорил, качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского авторского общества Сергеем Федотовым. Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым.

Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира.

За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат.

В России, получается, неплохо защищают авторские права?

Учитывая объем сборов средств и их дальнейшее распределение, можно смело отметить, что в России дела с защитой авторских прав обстоят намного лучше, чем в других развивающихся странах. Российская система защиты авторства определенно является одной из лучших.